К вопросу о формировании профессиональной компетенции при обучении специалистов (полиграфологов) СПФИ

И.Н. Данилова, Москва

В настоящее время в России обучение специалистов - полиграфологов стало особенно актуальным. Эта актуальность связана  с возросшей потребностью  многих структур российского общества в специалистах СПФИ, именно в специалистах. Тогда возникает вопрос о том, как наиболее эффективно подготовить профессионалов проводящих, СПФИ с использованием полиграфа.

Очевидно, что решать этот вопрос необходимо опираясь на Федеральный государственный образовательный стандарт. Однако принять  этот правовой акт и опираться на него можно в том случае, когда примут «Закон о полиграфе». Сейчас в России полиграфологов обучают, опираясь на подзаконные акты различных ведомств, а, следовательно, требования к подготовке и профессиональной компетенции специалистов СПФИ различны т.к. определяются этими ведомствами по их разумению. Но даже при отсутствии «Закона о полиграфе» необходимо «стандартизировать» требования к подготовке и профессиональной компетенции полиграфологов. Это позволит защитить полиграфолога, как специалиста отвечающего определенным единым требованиям, и минимизировать дискредитацию  зарождающейся профессии полиграфолога в России.

Как показало исследование для «стандартизации» требований нужно определить цели, задачи курса обучения.

В общем, целью курса обучения предусматривается систематизация теоретических знаний и выработка практических навыков и умений, необходимых для успешного выполнения обязанностей по проведению обследований с использованием полиграфа.

Задачи курса:

  • - обеспечить формирование у полиграфологов профессиональных качеств, знаний, навыков и умений, необходимых для эффективного практического проведения исследования с использованием полиграфа;
  • - обучить анализировать исходные материалы, исходное состояние обследуемого, грамотно составлять опросники и тактически правильно использовать различные методики тестирования;
  • - научить умению правильно интерпретировать основные результаты исследований;
  • - научить слушателей умению делать обоснованные выводы и выносить заключения;
  • - освоить назначение, изучить устройство и принципы работы различных полиграфных устройств и приборов (прежде всего распространенного полиграфа), предлагаемых в настоящее время для проведения исследования;
  • - предоставить в достаточном объеме (40-45% от времени обучения) практику работы на полиграфе;
  • - дать основы знаний нормативно-правовых актов, регламентирующих применение полиграфа в различных сферах деятельности в России и за рубежом;
  • - научить ориентироваться грамотно в специальной психологической, психофизиологической и технической литературе по проблемам применения полиграфа.

Достижение целей и задач курса обучения обеспечивается в первую очередь проведением качественного отбора слушателей. Что значит, качественный отбор и из кого отбирать? На данный момент, как правило, отбирают слушателей из тех, кто имеет высшее психологическое, медицинское, юридическое образование. А какие качества важны для полиграфолога? Какова профессиограмма полиграфолога? Объективных стандартов пока не существует.

Как показало исследование, достижение цели и задач курса обучения обеспечивается:

1) действующей нормативной документацией по системе подготовки слушателей;

2) качеством учебной программы и организации учебного процесса:

качеством планирования процесса обучения (важны также планируемые  методы обучения, как составляющая учебного процесса);

уровнем научно-педагогической квалификации преподавательского состава (педагоги обязаны быть полиграфологами - практиками и владеть основами педагогической деятельности);

качеством подготовки преподавателей к проведению занятий;

качеством учебных материалов (содержания и формы);

применяемых методов обучения;

проведением текущего, промежуточного и итогового контроля обучения;

состоянием и возможностями учебной материальной базы (УМБ) и эффективным ее использованием.

Требования к уровню подготовки специалистов успешно завершивших курс обучения таковы.

В результате прохождения курса обучения каждый слушатель должен:

иметь представление:

  • о значении проведения обследования с использованием полиграфа в отношении персонала;
  • о возможных последствиях в случае проведения не качественного отбора лиц для заказчика (приема на работу), а также проведения проверочных мероприятий в отношении персонала в процессе повседневной деятельности;
  • об основных направлениях развития и совершенствования новых образцов полиграфных устройств;
  • о порядке организации, подготовки и проведения обследования с использованием полиграфа;

знать:

  • цели и задачи СПФИ персонала с использованием полиграфа;
  • основы общей и возрастной психологии;
  • специальную терминологию;
  • естественнонаучные и методические основы проведения психофизиологических исследований;
  • методические основы производства психофизиологических исследований;
  • организационные требования к проведению обследования с использованием полиграфа;
  • основы информатики;
  • международную историю и практику применения полиграфа в диагностике лжи и скрываемых обстоятельств;
  • нормативные правовые акты, регламентирующие вопросы проведения СПФИ (правовые основы проведения психофизиологических исследований);
  • порядок разрешения спорных вопросов возникающих в ходе проведения СПФИ (при несогласии обследуемого лица с полученными результатами, при отказе обследуемого лица от прохождения СПФИ);
  • виды, технические характеристики и принципы работы полиграфных устройств;
  • организацию и методику СПФИ проверяемых лиц с использованием полиграфа;
  • способы противодействия полиграфу и пути его нейтрализации;
  • информативность психофизиологических показателей в оценке физиологических реакций человека;
  • противопоказания к проведению полиграфных исследований;
  • порядок учета проведенных СПФИ и правила оформления необходимой документации при проведении полиграфных исследований (специфику формулирования выводов по результатам проведения психофизиологических исследований);

уметь:

  • адекватно оценивать ситуации целесообразность и возможность проведения психофизиологических исследований в целях разрешения поставленных вопросов;
  • методически правильно организовывать и проводить СПФИ;
  • работать с полиграфными устройствами, используемыми при проведении психофизиологических исследований;
  • применять научно обоснованные методики диагностики лжи и скрываемых обстоятельств (проведения психофизиологических исследований);
  • учитывать в ходе проведения психофизиологических исследований индивидуально-психологические особенности обследуемого;
  • разоблачать маскировки, инсценировки проверяемых лиц;
  • применять психотехнику речевых и неречевых средств убеждения и опровержения возражений для получения правдивых ответов от опрашиваемого лица;
  • составлять психологический портрет обследуемого лица;
  • собирать, обобщать и анализировать необходимые материалы для составления тестов;
  • методически правильно готовить тесты для СПФИ;
  • проводить предтестовую, внутритестовую, послетестовую беседу с лицом, в отношении которого проводится СПФИ;
  • выделять идентификационные признаки психофизиологических реакций, регистрируемых в процессе СПФИ, полно, правильно их описывать и оценивать, научно обосновывать свои выводы;
  • выносить заключения по результатам СПФИ;
  • правильно проводить учет проведенных СПФИ;

иметь опыт (навык):

  • в обращении с полиграфными устройствами;
  • в организации и проведении СПФИ;
  • в ведения учетно-отчетной документации по проводящимся СПФИ.

Контроль обучения может содержаться в следующем.

  • В ходе прохождения курса обучения слушателей проводится эффективный непрерывный текущий и итоговый контроль качества обучения и уровня обученности слушателей на основе применения оригинальных современных методик.
  • Контроль является важным элементом организации процесса обучения слушателей, в ходе которого осуществляется проверка качества проведения занятий преподавателями и проверка уровня подготовки слушателей. Он позволяет управлять учебной деятельностью обучаемых и корректировать деятельность обучающих.

Цель контроля - определение уровня подготовки обучающихся, обеспечение своевременного и качественного выполнения поставленных задач и выработка на основе его результатов мер по оказанию помощи в подготовке слушателей.

Контроль учебного процесса можно подразделить на виды: текущий и итоговый, каждый из которых осуществляется в определенной форме.

Текущий контроль служит для стимуляции работы обучаемых, коррекции процесса их обучения и усвоения ими материала. Основными формами текущего контроля являются:

  • проверка подготовки преподавателей к очередным занятиям;
  • проверка организации, методики обучения и хода занятий;
  • проверка качества усвоения изучаемого материала в ходе занятия;
  • проверка исправности и эффективности использования учебно-материальной базы (УМБ);
  • заслушивание подчиненных преподавателей о выполнении мероприятий учебного процесса и готовности к занятиям на следующий день;
  • проверка готовности к проведению основных мероприятий учебного процесса.
  • Проверку готовности преподавателя к очередным занятиям должен осуществлять его непосредственный начальник накануне проведения занятия. При этом он должен убедиться в готовности подчиненного к проведению занятия и утвердить план-конспект (конспект) проведения занятия. Нельзя допускать формальность в этой проверке. Многие недостатки в проведении занятия являются следствием некачественной его подготовки.
  • Начальник, утверждающий план проведения занятия, должен вникнуть в его содержание, обратить внимание на распределение времени на учебные вопросы, методику их отработки, какие поставлены на занятие учебные цели и как обеспечивается их достижение в ходе занятия, на материальное обеспечение занятия. При утверждении плана проведения занятия непосредственно в день проведения занятия вникнуть в эти вопросы не представляется возможным, т.е. проверка готовности преподавателя к занятию практически срывается. Поэтому следует докладывать о готовности к занятию и представлять на утверждение план-конспект (конспект) проведения занятия не позднее, чем за один-два дня до его проведения.
  • Проверку организации, методики и хода занятий должны проводить систематически все командиры и начальники. При этом старшими начальниками могут устанавливаться нормы контроля занятий.
  • Каждое занятие должно оцениваться по результатам контроля. При этом критериями оценки являются:
  • достижение цели занятия;
  • степень усвоения учебных вопросов;
  • методика проведения занятия;
  • выполнение требований безопасности при проведении занятия.
  • Результаты проверок должны записываться в журнал учета учебных занятий.
  • Эти записи в концентрированном виде отражают качество организации и хода учебного процесса, свидетельствуют о своевременности ее контроля соответствующими должностными лицами, а также используются для анализа при подведении итогов.
  • Проверку качества усвоения изучаемого материала в ходе проведения занятия проводит преподаватель перед началом и в ходе отработки учебных вопросов или в конце занятия, а также оценивает выдаваемые ранее задания на самоподготовку. По результатам этой проверки выставляется текущая оценка каждому проверенному. Необходимо стремиться к охвату такой проверкой всех обучающихся. Поэтому надо вести учет текущей успеваемости и намечать при подготовке к занятию - кого нужно опросить по контрольным вопросам в ходе занятия.
  • Исправность УМБ и эффективность ее использования проверяется и оценивается при контроле хода учебного процесса.

Периодический контроль организуется с целью проверки подготовки слушателей по отдельным разделам и темам. Основными формами периодического контроля могут являться:

  • - контрольное занятие (в том числе в форме семинара);
  • - проверка планирования и учета процесса обучения;
  • - заслушивание преподавателей о выполнении планов, программы;
  • - контроль внедрения передового опыта.
  • Контрольное занятие проводится по разделам учебной программы руководителем ПНП объекта с целью проверки усвоения слушателями пройденных разделов и тем, вскрытия недостатков в их подготовке и принятию мер к их устранению.
  • Проверку учета процесса обучения и его соответствия фактическому выполнению планов и программы должен проводить руководитель ПНП объекта при проверках организации учебного процесса и хода занятий, при подведении итогов и представлении докладов о результатах учебного процесса.
  • Заслушивание преподавателей осуществляется руководителем ПНП объекта при утверждении планов, расписаний занятий.

Итоговый контроль имеет целью дать оценку обученности теоретической и практической, достигнутой в конце работы над данным курсом. Основной формой контроля является экзамен. Конечной целью контроля за успеваемостью должно быть улучшение профессиональной подготовки специалиста.

Все описанное выше общие положения, некая основа, модель. Рассмотрим методические  вопросы. Какие технологии и методы необходимо применять при обучении полиграфологов? Какие из них наиболее эффективны для достижения цели обучения полиграфологов?

Как считает Варламов В.А. важным и правильным педагогическим приемом является следующий. Необходимо в самом начале обучения выдать вопросы слушателям по всему курсу обучения полиграфолога. Это мотивирует обучающихся контролировать процесс обучения, формирует их познавательный интерес.

Как показало исследование, наиболее актуальны следующие вопросы.

  • 1. Зонный метод Бакстера.
  • 2. КГР - как один из основных психофизиологических параметров, регистрируемых полиграфом. Механизмы и информативные признаки.
  • 3. Тактика и техника работы полиграфолога при раскрытии «Квартирных краж».
  • 4. Непрямые методы тестирований на полиграфе. Теоретические основы данных методов. Их преимущества и недостатки. Точность прогноза.
  • 5. ФПГ - как один из основных психофизиологических параметров, регистрируемых полиграфом. Механизмы и информативные признаки.
  • 6. Тактика и техника работы полиграфолога при раскрытии «Убийства на бытовой почве».
  • 7. Дыхание как один из основных психофизиологических параметров, регистрируемых полиграфом. Механизмы и информативные признаки.
  • 8. Типы вопросов при проведении проверок на полиграфе и особенности их формирования.
  • 9. Тактика и техника работы полиграфолога при поиске «Безвести пропавших». Этапы подготовки и проведения тестирования. Сбор информации и подготовка опросника.
  • 10. Тремор как один из психофизиологических параметров, регистрируемых полиграфом. Механизмы и информативные признаки.
  • 11. Тактика и техника работы полиграфолога при раскрытии «Террористического акта».
  • 12. Предтестовая, внутритестовая и послетестовая беседы. Анализ результатов и подготовка заключения.
  • 13. Общие требования к проведению специального психофизиологического исследования. Медицинские противопоказания.
  • 14. Тактика и техника работы полиграфолога при раскрытии «Разбойного нападения».
  • 15. Специальные психофизиологические исследования на полиграфе. Его виды, цели, возможности.
  • 16. Сущность теста контрольных вопросов.
  • 17. Тактика и техника при расследовании «Заказного убийства».
  • 18. Типы вопросов при составлении тестов Основные требования. Нейтральные вопросы. Значимые (релевантные, критические, проверочные) вопросы. Контрольные вопросы.
  • 19. Психофизиологические способы противодействия полиграфным проверкам. Их выявления и пути нейтрализации.
  • 20. Тактика и особенности работы полиграфологов при проведении кадровых проверок. Составление тестовых опросников кадровых проверок. А) Вновь поступающих, Б) При перемещении по службе.
  • 21. Поисковый тест. Тест пика напряжения «неизвестного решения».
  • 22. Фармакологические способы противодействия полиграфным проверкам. Их выявления и пути нейтрализации.
  • 23. Тактика и особенности работы по материалам служебных проверок.
  • 24. Методика скрываемой информации и ее тесты. Основы и общая характеристика.
  • 25. Тест «пика напряжения известного решения».
  • 26. Правовые основы проведения ОИП.
  • 27. Тактика и техника работы полиграфолога при раскрытии «Сексуальных преступлений».
  • 28. Общие требования к составлению тестов.
  • 29. Тест на «знания виновного».
  • 30. Тактика и техника работы полиграфолога при раскрытии «краж со склада». Стимулирующие тесты. Тест на «Имя, цифровой тест».
  • 31. Методологи оценки «кривых» при применении теста «Зон сравнений». Бальная оценка.
  • 32. Тактика и техника работы полиграфолога при раскрытии «экономических преступлений».
  • 33. Правовые проблемы применения полиграфа в России. Использование результатов ОИП.
  • 34. Тактика и техника работы полиграфолога при раскрытии «Поджогов».
  • 35. Тест на « знание виновного».
  • 36. Порядок и требования к проведению ОИП.
  • 37. Тактика и техника работы полиграфолога при расследовании преступлений, связанных со «Взяткой».
  • 38. Индивидуальные особенности психофизиологических реакций тестируемого. Стабильность информационных признаков. Адаптация к процедуре полиграфных проверок.
  • 39. В каких случаях запрещается проведения ОИП.
  • 40. Тактика и техника работы проведения полиграфолога при раскрытии «ДТП».

Одной из важных форм обучения и контроля специалистов полиграфа является семинар. Причем семинар, проводимый с использованием методов активного обучения.

Основные функции такого семинара:

1. Познавательная. Позволяет организовать творческое, активное изучение теоретических и практических вопросов, установить непосредственное общение преподавателя со слушателями, формирует самоконтроль за правильным пониманием изучаемого материала со стороны слушателей, закрепляет и расширяет знания.

2. Воспитательная, осуществляет связь теоретических знаний с практикой, усиливает обратную связь субъекта и объекта воспитания, формирует принципиальность и смелость в суждениях, самокритичность, дает широкие возможности преподавателю для индивидуальной работы и изучения индивидуальных особенностей слушателей.

3. Функции контроля: уровня знаний слушателей, качества их самостоятельной работы.

Суть такого семинара заключается в создании проблемной ситуации с помощью фабулы. Решение проблемы дает слушателям возможность самостоятельно мыслить, формировать умения полиграфолога, обсуждать свою точку зрения, корректировать ошибки.

Семинары-дискуссии можно проводить по нескольким вариантам.

ВАРИАНТ№ 1

Группа делится на пары, тройки, четверки, эти подгруппы обсуждают какой-либо вопрос, затем группа как целое обсуждает решения, предложенные в подгруппах.

В этом могут участвовать как выявившиеся в подгруппе лидеры, так и остальные.

ВАРИАНТ № 2

Первоначально обучаемые проводят примерно 5 минут, работая индивидуально и подготавливая письменно 2-3 вопроса по материалу самостоятельного чтения, затем они образуют пары, в которых эти вопросы обсуждаются.

Через 10 минут пары образуют малые группы по 4-6 человек, которые продолжают дискуссию примерно 20 минут.

Смысл состоит в том, что вопросы уже были обсуждены в парах, сложились какие-то устойчивые мнения, и дискуссия в малой группе будет более осмысленной.

Оставшиеся 15 минут 50-минутного занятия отводятся для общегрупповой дискуссии и подведения итогов преподавателем.

ВАРИАНТ № 3

Отличается от второго только тем, что «стартом» для дискуссии служит краткое сообщение одного из обучаемых.

ВАРИАНТ № 4

Начало дискуссии закладывается изучением материала, предложенного преподавателем. Это могут быть: серия слайдов, фрагмент фильма, размноженный вариант статьи и т.д.

Примерно через 15 минут начинается общее обсуждение.

ВАРИАНТ № 5

Традиционный «мозговой штурм». Ставится проблема без обсуждения и критики, и как можно быстрее участниками предлагаются несколько вариантов решений, которые записываются на доске.

Лишь затем, когда все идеи уже зафиксированы, начинается их анализ с учетом всех «за» и «против».

Иногда до самого обсуждения каждый участник проводит ранжирование вариантов по значимости (приемлемости), и обсуждение проводится в том порядке, который представляется наиболее разумным большинству.

Существуют и другие варианты проведения семинара. Однако важно понимать, что семинарские занятия имеют прикладной характер и дают больший результат в формировании знаний специалистов СПФИ, нежели традиционные контрольные занятия.

В обучении полиграфологов важно активизировать сам процесс обучения, который должен иметь прикладной характер. Вопрос обучения полиграфологов интересный и перспективный. Для определения наиболее оптимальных форм и методов обучения специалистов необходимо обсуждение данного вопроса на различных кворумах полиграфологов.