Новое в системе подготовки Российских полиграфологов.
В.А.Варламов
Качественная подготовка полиграфологов является основным методом, определяющим успешную практическую работу в производственных условиях.
Хорошее базовое образование дает возможность специалисту в любых, даже очень сложных ситуациях выходить победителем.
В России плановая подготовка специалистов полиграфа практически началась в 1993 – 1994 годах, сначала на базе ВНИИ МВД России, а позже ГУВД Краснодарского края. Теперь подготовка полиграфологов стала представлять коммерческий интерес, и появилось значительное количество различных групп, именующих себя школами. Несмотря на то, что с позиций международных требований они не соответствовали элементарным требованиям. Все эти «школы» старались вести подготовку специалистов широкого профиля, включая работу оперативных подразделений. Нередки случаи, когда педагогический коллектив этих «школ» не имел элементарных представлений о проведении специальных полиграфных проверках. Чтобы быть конкурентно способными они стремились любыми способами утвердить программы подготовки, как правило, не соответствующими требованиям, предъявляемым данному виду документов.
В этих программах за общими фразами скрывается полное незнание проблемы, ее специфики. Отсутствуют требования к педагогической и технической базе.
Так на «Домодедовских « курсах были случаи, когда на группу 30-35 человек имелось всего несколько полиграфов, что явилось причиной полного отсутствия у многих выпускников этих курсов навыков работы на полиграфе.
Слабые знания по проблеме у так называемого «педагогического коллектива» приводит к абсурду в самой программе. Так в одной из последних программ, утвержденной в «высоких инстанциях» на весь криминальный блок отводится всего 8 часов. Это подтверждает, что в составе создателей программы отсутствуют специалисты хотя бы косвенно знакомые с проблемами проведения криминальных расследований с помощью полиграфа.
С целью повысить привлекательность программы иногда в процессе подготовки вводится заочный раздел, включающий и практическую подготовку. Этот тактический ход можно было бы представить как, если бы при подготовке в школах водителей, курсант, получив знания по правилам уличного движения, самостоятельно осваивает технику вождения на дорогах, а затем приезжает для дальнейшего образования, сдачи экзаменов и получения прав.
Для того чтобы повысить эффективность работы специалистов полиграфа я считаю необходимым:
- В школах первоначальной подготовки должно быть не менее 3 преподавателей, имеющих стаж работы на полиграфе не менее 4 лет и проведших не менее 350 обследований по основным видам преступлений.
- Группы подготовки должны быть не более 12 человек
- На каждых двух курсантов должен быть один Полиграфный комплекс, включающий полиграф и компьютер к нему.
- Наличие практики, проводимой в реальных условиях деятельности.
- Кроме этого по требованиям международной ассоциации полиграфологов специалист полиграфа обязан каждые два года проходить курсы повышения квалификации. К сожалению, эта процедура в России практически отсутствовала. Единичные попытки проведения курсов повышения квалификации были на базе ГУВД Краснодарского края прекращены под влиянием различных бюрократических структур.
Для устранения этих недостатков был разработан комплекс программ максимально соответствующий современным международным требованиям.
Программы подготовлены для обучения специалистов полиграфа с учетом специфики их деятельности: для работы в различных частных структурах; кадровом аппарате; в структурах министерства обороны; в разведке и контрразведке; в органах внутренних дел. В нашей программе первоначальной подготовке подробно описан «криминальный блок». Убежден, что это тот минимум, с которым должен быть ознакомлен начинающий полиграфолог. Более того, содержание «криминального блока» должно быть доведено до курсантов, что даст им возможность контролировать его выполнение.
Нами впервые решена задача комплексной подготовке специалистов, включающая в себя первичную подготовку с последующим обучением на курсах повышения квалификации по интересующей полиграфолога проблеме.
Программа для работы полиграфолога ОВД в усеченном виде приводится в данной публикации. В связи с ограниченностью объема текста описание первых блоков носящих в основном общеобразовательный характер были сокращены.
По Российскому ГОСТУ программа в обязательном порядке включает в себя три раздела соответственно учебная программа, учебно-методический план и план проведения занятий, расписанный по дням недели и часам.
В данном сообщении я нашел возможным учебную программу сократить, и полностью исключить из нее план проведения занятий. Будучи убежденным, что оставшееся часть программного комплекса позволит подготовленному читателю полностью разобраться в особенностях программы.
Во второй части публикации приводятся темы повышения квалификации для различных категорий полиграфологов.
Часть первая
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
первичной подготовки по курсу «Компьютерные полиграфные системы»
ВВЕДЕНИЕ
Учебная программа курса «Компьютерные полиграфные системы» разработана в соответствии с Требованиями к содержанию дополнительных профессиональных программ, утвержденных приказом Минобразования России от 18 июня 1997 г. № 1221.
Цель обучения - обеспечить слушателей теоретическими и практическими навыками в интересах проведения психофизиологических исследований.
Срок обучения - 220 часов (в течение 5-ти недель), из них: аудиторных учебных занятий 180 часов; практических на реальных объектах – 40 часов;
Форма обучения - с отрывом от работы.
Режим занятий - 54 часа - общий объем учебной нагрузки в неделю, из них: 44 часа - аудиторной учебной работы; 10 часов – самостоятельной работы.
Поставленная цель достигается решением следующих задач:
- изучением естественнонаучных основ проведения психофизиологических исследований;
- овладением специальной терминологии;
- изучение характеристик технических средств, используемых при проведении проведения психофизиологических исследований, и формирование устойчивых навыков работы с ними;
- освоением методик исследования;
- уяснением специфики анализа результатов проведения психофизиологических исследований, и составления заключения;
В результате изучения курса слушатели должны иметь представление:
- о способах и методах проведения психофизиологических исследований;
знать:
- естественнонаучные основы проведения психофизиологических исследований;
- специальную терминологию;
- методические основы проведения психофизиологических исследований;
- методические основы производства психофизиологических исследований;
- правовые основы проведения психофизиологических исследований;
- организационные требования к проведению психофизиологических исследований;
- характеристики технических средств, используемых при проведении психофизиологических исследований;
- специфику формулирования выводов по результатам проведения психофизиологических исследований
должны уметь:
- адекватно оценивать ситуации целесообразность и возможность проведения психофизиологических исследований в целях разрешения поставленных вопросов;
- использовать различные методики проведения психофизиологических исследований;
- специфику формирования выводов по результатам проведения психофизиологических исследований;
- учитывать в ходе проведения психофизиологических исследований индивидуально-психологические особенности обследуемого;
- составлять справку по результатам психофизиологических исследований;
- работать с техническими средствами, используемыми при проведении психофизиологических исследований.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
(изложение содержания разделов 1-3 сокращено)
РАЗДЕЛ 1. ВВЕДЕНИЕ В ПРЕДМЕТ. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ПОЛИГРАФНЫХ УСТРОЙСТВ.
Тема 1. История вопроса о научной «детекции лжи»
Тема 2. Основы физиологии человека
Тема 3. Основные психофизиологические параметры, используемые при тестировании с применением полиграфных устройств
Тема 4. Психические процессы и состояния. Познание. Деятельность и мотивация
Тема 5. Психологические основы применения полиграфных устройств
Тема 6. Психология личности
РАЗДЕЛ 2.
МЕТОДИЧЕСКИЕ приемы ПРИМЕНЕНИЯ ПОЛИГРАФных ТЕХНОЛОГИЙ
Тема 7. Вопросы, используемые при проведении тестирования на полиграфных устройствах
Тема 8. Основные методы и методики применения полиграфа. Методика контрольных вопросов
Тема 9. Основные методы и методики применения полиграфа. Методика скрываемой информации
Тема 10. Мотивационный тест Николаевой
Тема 11. Временной тест Варламова.
Тема 12. Интерпретация и оценка результатов тестирования с применением полиграфа. Подготовка заключения
РАЗДЕЛ 3.
ПРАВОВЫЕ, ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И ТЕХНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕСТИРОВАНИЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ ПО ЛИГРАФНЫХ УСТРОЙСТВ
Тема 13. Правовые основы и опыт применения полиграфа за рубежом и в России
Тема 14. Технические средства, применяемые для регистрации эмоционального напряжения (полиграфных устройств)
Тема 15. Методические аспекты организации процедуры тестирования с использованием полиграфа
Тема 16. Противодействие полиграфу и пути его нейтрализации
РАЗДЕЛ 4.
ОСОБЕННОСТИ ПРИКЛАДНОГО ПРИМЕНЕНИЯ СПФИ ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
В данном разделе изучается методика и тактика проведения расследований различных видов преступления. В нем рассматриваются как теоретические вопросы, так и проводятся специальные семинарские занятия, включающие в себя два этапа:
- На первом этапе курсантам дается фабула преступления и совместно с преподавателем составляются тесты.
- На втором этапе дается новая фабула преступления, и курсанты самостоятельно составляют тесты.
Результаты работы курсантов анализируются преподавателем индивидуально с каждым курсантом.
В данном разделе изучаются следующие темы:
1. Кражи
а) карманные кражи
б) квартирные кражи
в) кражи из офиса, склада
2. Разбойные нападения
3. Сексуальные преступления
а) серийные сексуальные преступления
б) изнасилования мотивы, которых возникли случайно
в) мужской сексуальный шантаж
г) женский сексуальный шантаж (лжебеременность,
лжеизнасилование)
4. Взятки
5. Поиск лиц, пропавших без вести
6. Убийства:
а) убийство на бытовой почве
б) серийные убийства
в) заказные убийства
7. Расследование террористических актов
8. Самообвинение
9. Лжесвидетельства
10. Преступления в банковской сфере:
а) фальшивые авизо
б) ссуды
в) шантаж
г) кражи инкассаторами
д) откаты за кредит
е) фальшивые деньги
11. Информаторы преступных группировок
а) кража
б) разбойное нападение
12. Мошенничество
13. Дорожно-транспортное происшествие
14. Поджоги
15. Поиск тайников
16. Похищение людей
Тема 17. Особенности применения полиграфа при расследовании преступлений против жизни и здоровья человека.
Опыт применения полиграфных проверок при расследовании преступлений за рубежом и в России. Методики, рекомендуемые при проведении СПФИ. Особенности составления тестов в зависимости от видов преступления, посягающих на жизнь и здоровье. Тактические особенности проведения СПФИ при тестировании. Оформление и порядок использование результатов. Овладение практическими навыками проведения СПФИ при расследовании преступлений против жизни и здоровья
Тема 18. Особенности применения полиграфа при расследовании преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности
Специфика подготовительного этапа СПФИ, особенности составления тестов в зависимости от вида преступления, посягающего на половую неприкосновенность и половую свободу личности. Тактические особенности проведения СПФИ. Оформление и порядок использование результатов. Овладение практическими навыками проведения СПФИ при расследовании преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности.
Тема 19. Особенности применения полиграфа при расследовании преступлений в сфере экономики
Специфика подготовительного этапа СПФИ. Особенности составления тестов в зависимости от вида преступления: преступления против собственности, преступления в сфере экономической деятельности, преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях. Методические требования к процедуре СПФИ. Тактика проведения СПФИ. Оформление и порядок использование результатов. Овладение практическими навыками проведения СПФИ при расследовании преступлений в сфере экономики.
Тема 20. Особенности применения полиграфа при расследовании преступлений против общественной безопасности
Специфика подготовительного этапа СПФИ. Особенности составления тестов в зависимости от вида преступления: терроризм. Методические требования к процедуре СПФИ. Тактика проведения СПФИ. Оформление и порядок использование результатов. Овладение практическими навыками проведения СПФИ при расследовании преступлений против общественной безопасности.
Тема 21. Особенности применения полиграфа при расследовании преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта
Специфика подготовительного этапа СПФИ. Особенности составления тестов в зависимости от вида преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта. Методические требования к процедуре СПФИ. Тактика проведения СПФИ. Оформление и порядок использование результатов. Овладение практическими навыками проведения СПФИ при расследовании преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта.
Тема 22. Особенности применения полиграфа при расследовании преступлений против правосудия
Специфика подготовительного этапа СПФИ. Особенности составления тестов в зависимости от вида преступления: заведомо ложный донос, заведомо ложные показания. Методические требования к процедуре СПФИ. Тактика проведения СПФИ. Оформление и порядок использование результатов. Овладение практическими навыками проведения СПФИ при расследовании преступлений против правосудия.
Тема 23. Особенности применения полиграфа при розыске лиц без вести пропавших
Особенности подготовительного этапа к тестированию, его задачи, сбора необходимой информации. Методические требования к процедуре СПФИ, проводимого в ходе розыска без вести пропавших. Особенности составления тестов, тактика проведения СПФИ. Оформление и порядок использование результатов. Овладение практическими навыками проведения СПФИ при розыске без вести пропавших.
Тема 24. Особенности применения полиграфа при проверке материалов
Особенности подготовительного этапа к тестированию, его задачи, сбора необходимой информации. Методические требования к процедуре СПФИ. Особенности составления тестов, тактика проведения СПФИ. Оформление и порядок использования результатов. Овладение практическими навыками проведения СПФИ при проверке материалов.
РАЗДЕЛ 5.
ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ СПФИ ПРИ РЕШЕНИИ РАЗЛИЧНЫХ КАДРОВЫХ ВОПРОСОВ
Тема 25. Особенности применения полиграфа при проведении кадровых проверок кандидатов на должность
Опыт применения полиграфных устройств для решения кадровых вопросов за рубежом и в России. Методики, рекомендуемые при проведении СПФИ. Особенности составления тестов в зависимости от должности кандидата. Тактические особенности проведения СПФИ при тестировании кандидатов в зависимости от пола, возраста и предполагаемой должности. Сочетание опросов на полиграфе с некоторыми другими психологическими тестами. Оформление и порядок использования результатов. Овладение практическими навыками проведения СПФИ при подборе кадров.
Тема 26. Особенности проведения периодического СПФИ работающего персонала (Скрининговые проверки)
Специфика подготовительного этапа СПФИ, выбор «факторов риска», подлежащих проверке в ходе тестирования. Тактические особенности проведения СПФИ при тестировании работающего персонала. Оформление и порядок использования результатов. Овладение практическими навыками проведения СПФИ при проведении периодических проверок.
Тема 27. Особенности проведения СПФИ в ходе проведения служебных разбирательств
Взаимодействие специалиста полиграфа с представителями кадрового аппарата, службами СБ, руководством организации. Подготовительный этап к тестированию, его задачи, особенности сбора необходимой информации. Методические требования к процедуре СПФИ, проводимого в ходе служебного расследования. Особенности составления тестов, тактика проведения СПФИ. Отчет о выполнении СПФИ. Ситуации, исключающие применение СПФИ. Овладение практическими навыками проведения СПФИ, проводимого в ходе служебного расследования.
Тема 28. Отработка практических навыков в условиях «производства»
Проведение первых самостоятельных обследований под контролем преподавателей. Разбор результатов тестирования. Дополнительные, индивидуальные занятия по проблемам, возникшим у курсантов
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ПЛАН
курса «Компьютерные полиграфные системы» для оперативных сотрудников МВД РФ
№ п/п |
Наименование разделов и тем |
Всего часов |
В том числе |
Форма контроля |
|
Лекций |
Практические (семинарские) занятия |
||||
Раздел 1. Введение в предмет. Психологические и психофизиологические основы применения полиграфных устройств |
24 |
24 |
- |
||
1.1. |
История вопроса о научной «детекции лжи» |
4 |
4 |
- |
|
1.2. |
Основы физиологии человека |
4 |
4 |
- |
|
1.3. |
Основные психофизиологические параметры, используемые при тестировании с применением полиграфных устройств |
8 |
8 |
- |
|
1.4. |
Психологические основы применения полиграфных устройств |
8 |
8 |
- |
|
Раздел 2. Методические аспекты применения полиграфа |
30 |
16 |
14 |
||
2.1. |
Вопросы, используемые при проведении тестирования на полиграфных устройствах |
4 |
4 |
- |
|
2.2. |
Основные методы и методики применения полиграфа. Методика контрольных вопросов |
8 |
4 |
4 |
|
2.3. |
Основные методы и методики применения полиграфа. Методика скрываемой информации. |
8 |
2 |
6 |
|
2.4. |
Интерпретация и оценка результатов тестирования с применением полиграфа. Подготовка заключения |
8 |
4 |
4 |
|
2.5. |
Методологические особенности Мерилендского института криминальной юстиции (США) и Краснодарской школы. |
2 |
2 |
- |
|
Раздел 3. Правовые, организационные и технические аспекты проведения тестирования с применением полиграфных устройств |
28 |
18 |
10 |
||
3.1. |
Правовые основы и опыт применения полиграфа за рубежом и в России |
4 |
4 |
- |
|
3.2. |
Технические средства, применяемые для регистрации эмоционального напряжения (полиграфных устройств) Программы, способы обработки |
12 |
4 |
8 |
|
3.3. |
Методические аспекты организации процедуры тестирования с использованием полиграфа |
6 |
6 |
- |
|
3.4. |
Противодействие полиграфу и пути его нейтрализации |
6 |
4 |
2 |
|
Раздел 4. Особенности прикладного применения СПФИ при расследовании преступлений |
74 |
41 |
38 |
||
4.1. |
Особенности применения полиграфа при расследовании преступлений против жизни и здоровья |
28 |
12 |
16 |
|
4.2. |
Особенности применения полиграфа при расследовании преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности |
6 |
4 |
2 |
|
4.3. |
Особенности применения полиграфа при расследовании преступлений в сфере экономики |
8 |
2 |
6 |
|
4.4. |
Особенности применения полиграфа при расследовании преступлений против общественной безопасности |
8 |
5 |
3 |
|
4.5. |
Особенности применения полиграфа при расследовании преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта |
4 |
4 |
- |
|
4.6. |
Особенности применения полиграфа при расследовании преступлений против правосудия |
4 |
4 |
- |
|
4.7. |
Особенности применения полиграфа при розыске пропавших без вести |
8 |
4 |
4 |
|
4.8. |
Особенности применения полиграфа при проверке материалов |
8 |
4 |
4 |
|
Раздел 5. Особенности прикладного применения СПФИ для решения различных кадровых вопросов |
16 |
14 |
2 |
||
5.1. |
Особенности применения полиграфа при проведении кадровых проверок кандидатов на должность |
4 |
4 |
- |
|
5.2. |
Особенности проведения периодического СПФИ работающего персонала (Скрининговые проверки) |
4 |
4 |
- |
|
5.3 |
Особенности проведения СПФИ в ходе проведения служебных разбирательств |
8 |
6 |
2 |
|
Раздел 6. Совершенствование навыков работы на полиграфе |
40 |
- |
40 |
||
Экзамен |
8 |
- |
8 |
||
Всего |
220 |
118 |
102 |
Часть вторая
КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
ТЕМЫ:
1. Курсы, предназначенные только для федеральных полиграфологов состоящих на активной службе
Противодействие
40 учебных часов
Изучаются приемы и способы противодействия полиграфу и пути его нейтрализации при решении целевых задач в интересах разведки и раскрытия уголовных преступлений.
Рассматриваются теоретические концепции и исследовательские материалы, посвященные данной теме. Проводятся лабораторные занятия для более глубокого изучения и понимания явления. В ходе дискуссий разбираются и анализируются примеры противодействия из практики. Отрабатываются приемы и методы обнаружения противодействия и его нейтрализации. Разбираются приемы и способы противодействия полиграфу используемые иностранными разведками, террористическими организациями и уголовными преступниками. Данный курс является основной формой по изучению приемов и способов противодействия полиграфу в системе подготовки и повышения квалификации федеральных специалистов полиграфа. Занятия включают также самостоятельное изучение специальной литературы с последующим обсуждением материалов в классе и сдачу зачетов.
2. Курс для опытных специалистов полиграфологов
40 учебных часов
Данный курс включает несколько дисциплин и специально предназначен для повышения квалификации федеральных специалистов – полиграфологов до уровня эксперта.
Особое внимание уделяется изучению нейропсихологии, психиатрии, этики и межличностных взаимоотношений.
3. Динамика терроризма (внутреннего)
40 учебных часов.
В ходе курса слушатели знакомятся с требованиями проведения оперативных опросов с использованием полиграфа при раскрытии уголовных преступлений и проведении контрразведывательных мероприятий. Целью курса является ознакомление слушателей с идеологией и психологией внутренних террористов и их пособников. Материалы курса должны оказать помощь специалисту полиграфологу в проведении предтестовой беседы, конструированию вопросов теста и, если понадобиться проведению послетестовго допроса. Большая часть материалов курса представляет собой обобщенный передовой опыт, отчеты о результатах научных исследований и анализ конкретных уголовных дел. Слушатели знакомятся также с идеологией и психологией членов уличных банд и группировок, экстремистских организаций криминального и религиозного направлений.
4. Динамика терроризма (международного )
40 учебных часов.
В ходе курса слушатели знакомятся с правовой моделью, особенностями технологии и тактики проведения оперативных опросов с использованием полиграфа при раскрытии уголовных преступлений и проведении контрразведывательных мероприятий. Целью курса является ознакомление слушателей с идеологией и психологией внутренних и международных террористов и их пособников. Материалы представляют собой практические указания по методикам и тактике проведения предтестовой беседы, конструировании вопросов теста и, если понадобится проведении послетестовго допроса. Большая часть материалов курса представляет собой обобщенные сообщения о результатах проведенных исследований и анализа конкретных уголовных дел.
5. Предтестовая, внутритестовая и послетестовая беседы. Методика получения признательных показаний
40 учебных часов.
Курс предназначен для ознакомления полиграфологов и следователей с современными принципами, моделями, технологиями и тактикой интервьюирования и допроса. Предусмотрены индивидуальные и групповые занятия, на которых разбираются и анализируются как классические виды преступлений, так и конкретные дела из современной практики. При наличии времени возможна организация практических занятий. Учебный материал курса нацелен на формирование у слушателей навыков использования передовых методик интервьюирования и допросов при раскрытии уголовных преступлений и решения контрразведывательных задач, а также получения признательных показаний.
6. Методика когнитивного интервью.
40 учебных часов.
Курс предназначен для совершенствования у слушателей практических знаний и отработке навыков интервьюирования подозреваемых и свидетелей. В основе метода когнитивного интервью лежат выявленные учеными закономерности функционирования человеческой памяти, специфичности кодирования и воспроизведения человеком информации и принцип компетентности следа памяти. Учебный курс состоит из двух разделов: когнитивных методик детекции лжи и структуры допроса потерпевшего и свидетеля по методу когнитивного интервью. Используемые формы обучения: лекции, семинары, самостоятельное изучение рекомендованной литературы.
7. Уличные банды и организованная преступность
40 учебных часов.
Курс предназначен для повышения квалификации полиграфолога работающего по проведению целевых опросов с применением полиграфа со специфическими группами преступников. В материалах курса представляется информация о психологических особенностях криминального поведения активных членов уличных банд. Прикладной характер учебного материала курса позволяет его использование для организации и проведения предтестовой беседы, конструирования вопросов и тестов и при необходимости проведения заключительного этапа допроса подозреваемого.
Курс знакомит слушателей с ролями других членов оперативно-следственных групп, что позволяет специалистам полиграфологам лучше понимать свою роль при раскрытии преступлений. Учебный материал представляет собой по большей части обобщенный опыт использования полиграфа в этой области криминальных расследований. Слушатели получают указания о порядке идентификации и классификации этого вида преступлений.
В настоящее время курс сфокусирован на изучении преступлений совершаемых уличными бандами, и организованными преступными группировками.
8. Курсы повышения квалификации для федеральных и региональных полиграфологов.
Психофизиология
40 учебных часов.
Курс предлагает углубленное изучение принципов судебной психофизиологии и метода психофизиологической детекции лжи. Учебные материалы курса знакомят слушателей с физиологией сердечно сосудистой системы, кожно-гальванической реакцией, системой дыхания организма человека. Изучаются психологические аспекты памяти, эмоций, стресса, девиантного поведения в свете современных научных теорий и последних открытий в этой области знаний.
9. Курс судебной психофизиологии для освежения знаний.
80 учебных часов.
Учебная программа курса предназначена для изучения базовых дисциплин составляющих основу знаний судебной психофизиологии. Курс помогает слушателям, у которых был перерыв в практике работы с полиграфом восстановить профессиональные знания и умения. Курс рекомендован также слушателям, которые работали на аналоговых полиграфах и собираются перейти на современные компьютеризированные системы.
10. Свидетельские показания в суде
40 учебных часов
Курс помогает слушателям получить необходимые знания для квалифицированной экспертной подготовке материалов проверки с помощью полиграфа в качестве свидетельских показаний в суде. Разбираются конкретные судебные заседания, на которых суд использовал результаты опросов с использованием полиграфа в качестве свидетельских показаний. Занятия проводятся в форме лекций и практических ситуационно – ролевых занятий.
На данных курсах имеют право проходить переподготовку полиграфологи, имеющих стаж работе на менее 3-х лет. Обучение проводится, дифференцировано, в зависимости от опыта и направления тестирования (кадровые или криминальные). Рассматриваются методики защиты информации, работа с судьей прокурором адвокатом.
11. Скрининговые проверки кандидатов вновь поступающих и перемещающихся по службе.
40 учебных часов
На курсе изучаются общие положения и конкретные методики проведения скрининговых проверок с применением полиграфа кандидатов при приеме кандидатов или перемещению работников по службе. Проверки кандидатов являются обязательными в современной кадровой политике.
В ходе курса изучаются протоколы скрининговых тестов используемых в федеральных и региональных подразделениях.
Слушатели изучают современные методики анализа и оценки результатов тестирования. В ходе практических занятий слушатели отрабатывают стандартные ситуации и способы решения проблем возникающих в ходе скринингового тестирования и проведению служебных проверок.
12. Скрининговые тесты по методике значимых – нейтральных вопросов
40 учебных часов.
Скрининговые тесты по методике «значимых – нейтральных» вопросов являются альтернативой классическим методиками «зон сравнения» для проведения скрининговых опросов с применением полиграфа. Слушатели изучают технологию и тактику использования методики «значимых – нейтральных» вопросов и последующего тестирования на расширение информации. В конце курса слушатели сдают письменный зачет.
13. Полиграфные проверки сложных преступлений
На курсе изучается техника и тактика раскрытия некоторых резонансных преступлений, тщательно подготовленных преступниками. На конкретных примерах рассматривается оптимальное направление работы полиграфолога. Отрабатываются методики, этапы раскрытий преступлений.
14. Применение полиграфа в банковских службах
Курсантам читается цикл лекций по методики и тактики профилактики и раскрытие преступлений в банковской сфере: фальшивые авизо, шантаж, кражи кассирами, инкассаторами. «Откаты» за кредиты, операции с фальшивыми деньгами и т.д. Проводятся практические занятия по расследованию основных видов преступления в банковской сфере.