Дифференцированный подход к проведению опроса с использованием полиграфа
Е.В. Молчанова, Астрахань
При накоплении определенного опыта работы становится тесно в рамках классического подхода к процедуре опроса. Среди опрашиваемых встречаются фигуранты со схожими паттернами невербального поведения. На протяжении нескольких лет работы специалист-полиграфолог неоднократно сталкивается с повторяющимися паттернами поведения опрашиваемых им лиц, и у него в подсознании откладываются собственные паттерны ответного поведения, что в дальнейшем, при анализе и обобщении, отражается в вырабатывании дифференцированного стиля ведения опроса для различных психических типажей фигурантов. Количество таких стилей (ролей) может быть гораздо больше, чем тех, о которых речь пойдет ниже, поэтому данный обзор является только интуитивной попыткой, подкрепленной практическим опытом, систематизировать психологические подходы к проведению опросов, нацеленных на получение признательных показаний у фигурантов определенных психических типов.
Таким образом, выработанные стили в дальнейшем будут называться ролевыми играми. Отличительной чертой ролевой игры от классического опроса является то, что тесты строятся не в логической последовательности восприятия фигурантом преступления, а в соответствии с образом, созданным специалистами, подходящим для принятия опрашиваемым. В соответствии с вышесказанным самым важным моментом этой техники является верное определение паттерна опрашиваемого лица. Внешний вид опрашиваемого, его взгляд, жестикуляция, темп передвижения, интонация речи – критерии зачисления его в определенную группу психотипажа. У опытных полиграфологов разделение типажей происходит на уровне подсознательной компетентности, у начинающих, автор надеется, будет возможность взять кое-что на заметку из данной статьи.
Следует сделать оговорку о том, что, подготавливаясь к опросу с использованием игры, необходимо заранее приготовить тесты классического подхода, так как в случае неприятия игры фигурантом всегда есть возможность провести обычный опрос.
Для выбора игры необходимо кроме изучения ОПД получить максимальные знания о прошлом опрашиваемого лица, взаимоотношениях с лицами противоположного пола, его привычках, увлечениях и болезнях. Желательным является одностороннее визуальное знакомство с ним. Это позволит создать более тонкую игру для подхода к фигуранту.
Чаще всего в практике повторяются 6 основных условных ролевых игр.
1. Игра с действующими лицами «опер-задержанный»
Специалист полиграфа берет на себя психологический портрет оперативного работника, заведомо правого во всех начинаниях, демонстрирующего свою власть при любом удобном случае. Такая, казалось, бы неблаговидная роль, применима к лицам, имеющим различную степень виновности в разрезе нарушения норм общепринятого взгляда на жизнь. Примерами такой виновности являются неработающие и злоупотребляющие спиртными напитками, лица без определенного места жительства, лица, занимающиеся проституцией, и некоторые лица, употребляющие наркотические вещества.
Фигуранты данной ролевой игры немногословны, имеют бедный словарный запас, им присущ заниженный уровень оценки моральных поступков, они, как правило, с детства привыкли воспринимать людей с позиции силового давления. У подобного паттерна поведения фигуранта бедная мимика, замедленные движения, невыразительный взгляд и как следствие – невыразительная графика КГР.
Предтестовая беседа в такой игре представляет собой стандартную беседу оперативника с задержанным. Употребляются глаголы в повелительном наклонении, риторические вопросы. Чаще всего данная группа психотипажа безразлично соглашается на проведение полиграфного опроса. В предтестовой беседе полиграфолог, представленный в роли опера, старается уловить моменты положительного в текущей жизни фигуранта и моменты, вызывающие у него отрицательные эмоции (задевая важную тематику, полиграфолог заметит у фигуранта изменение позы и вздох), затем, подытоживая беседу: «ну, приступим», переходит к тестированию
Большое значение в этой игре имеет тест на совершение преступлений в прошлом до момента опроса. Этот тест можно провести дважды, постоянно обыгрывая расследуемое преступление среди множества других, более слабых по виновности, но предполагаемых образом жизни опрашиваемого. Обязательным условием является оглашение преступлений на сленге данного социального круга. Следующим ставится тест «Что из перечисленного ты скрываешь от милиции?», где среди вопросов его повседневной жизни («Что продолжаешь рыться в мусорных баках?» и т. п.), ставятся обобщенные вопросы по преступлению («Что, видел, как били мужика?»).
Далее следуют тесты виновного знания деталей преступления. В данном случае надо отметить, что память этого типажа способна воспринимать достаточно весомые детали и невосприимчива к деталям эстетического характера. Так, например, достаточно часто воспроизводится количество лиц, совершивших преступление, и практически никогда не проявляются реакции на цвет одежды, детали одежды, направление движения, если оно не привязано к конкретным местам. После 5-7 тестов на сокрытие виновной информации следует поставить тест поискового метода «Что ты сейчас хочешь?» - к этому моменту тестирования у специалиста уже складывается определенное мнение о степени владения опрашиваемым лицом информацией по преступлению, и полиграфолог меняет тактику, переходя к более мягкому поведению. Такой тест ставится для психологического перехода к разговору о преступлении, в нем проставляются варианты, базирующиеся на моментах, обнаруженных в предтестовой беседе. Затем, играя на желаниях, полиграфолог подводит беседу к роли опрашиваемого в преступлении. Достаточно часто лица подобного типажа являются свидетелями или потерпевшими, в таких случаях после теста о его роли обычно дают показания по преступлению.
2. Следующей игрой, о которой пойдет речь, является игра с действующими лицами «учитель-ученик».
Игра проводится с лицами мужского или женского пола не старше 24 лет, из среднеобеспеченных семей, со средним интеллектом.
В этом случае, принимая на себя роль учителя, специалист обязан следить за своей речью, употребляя как можно чаще выражения «так положено», «будет правильным», «принято в обществе», стараясь не допускать обычных бытовых фраз. В предтестовой беседе устанавливается следующий тон взаимоотношений: «Я тебя еще не знаю, но надеюсь, что ты способный ученик». Исходя из этого, целесообразно провести усеченную лекцию о техническом прогрессе и конкретно о принципах работы полиграфа, применяя специфические термины, и представить предстоящий опрос в виде важного экзамена для опрашиваемого, с которым, по вашему мнению, он справится. При таком поведении специалиста опрашиваемый дает согласие на проведение полиграфного опроса, в целях «не испортить первичного впечатления о себе»
Тесты располагаются в такой последовательности:
Первым проводится тест «Что Вам известно из перечисленной информации по данному преступлению?», в нем перечисляется как скрытая, так и общеизвестная информация. После него предъявляется тест по противоправным деяниям, совершенным до момента опроса, в который включаются в обязательном порядке случаи употребления наркотиков, хранения и ношения оружия, личное планирование преступления, ложь в повседневной жизни и дача ложных показаний по данному преступлению.
Затем проводится тест на тему: «С кем из перечисленных людей тебя не устраивают отношения?» - перечисляются родители, учителя, соседи, товарищи по двору, товарищи по учебному заведению и т.д., включая, естественно, пострадавшего в виде его социального статуса.
Следующим проводится прямой тест, в котором в критических вопросах можно использовать информацию, основанную на реакциях предыдущих тестов, а значимыми вопросами проставить детальное обыгрывание преступления, например: «Ты видел у погибшего пистолет?», «Ты видел Василия мертвым?».
Такая постановка тестов и отсутствие межтестовой беседы приводят фигуранта в замешательство, подкашивают его самоуверенность. После каскада тестов ведется беседа об истории знакомства и взаимоотношений фигуранта с погибшим. При этом нежелательно спрашивать фигуранта о его личном отношении к погибшему, т.к. в попытке уверить специалиста в хороших отношениях с погибшим опрашиваемый может поспешно ответить, что они были друзьями, и это впоследствии заведет беседу в тупик. Поэтому более результативно спросить о роли погибшего в кругу друзей, о положительных и отрицательных чертах его характера, о проступках в прошлом с просьбой предоставить живые примеры его поведения. После чего дается установка на то, что последующие тесты являются самым важным моментом опроса, так как в них представлены детали совершенного преступления. На этом беседа заканчивается, и проводятся несколько тестов на знание виновной информации. Достаточно иметь среди них хотя бы одну яркую реакцию для демонстрирования ее опрашиваемому на значимый вопрос, чтобы после некоторой паузы (во время которой можно разрешить фигуранту встать, пройтись, закурить) приступить к разговору о его причастности, делая упор на то, что погибший сам виноват в случившемся.
3. Игра с ролями «мужчина плюс женщина» используется в практике также достаточно часто.
Применение данной игры обосновывается возрастом фигуранта (от 25 до 45), интенсивностью его общения, данными о взаимоотношениях полов из его прошлого. Игра уместна при условии, что пострадавшая или пострадавший не являлись мужем или женой фигуранта и преступление совершено не на половой почве, а из корыстных побуждений или при вмешательстве в чужую ситуацию.
Обычно фигуранты, способные поддержать данную игру, - достаточно уверенные в себе люди, с живым взглядом, задающие встречные вопросы, стремящиеся произвести впечатление на специалиста.
Специалисту необходимо создать образ, как внешне, так и духовно способный заинтересовать опрашиваемого. В тексты тестов включаются вопросы, обыгрывающие интимную жизнь фигуранта, также вопросы посвящаются мотивации поступков и качеству взаимоотношений с противоположным полом. О расследуемом преступлении речь ведется как простая формальность, необходимая по долгу службы. Тесты по деталям преступления и поисковые проводятся в межтестовой беседе с внешними признаками ожидания от фигуранта не виновности в преступлении, а неадекватности его поведения, проявления его смекалки и решимости. Важными условиями этой игры являются следующие моменты: 1) недопустимы переигрывание роли, демонстрация чрезмерного интереса к личности опрашиваемого, особенно к его внешним данным; 2) нежелательно давать опрашиваемому надежду на выполнение заведомо невыполнимых просьб; 3) не стоит при удачно состоявшейся игре рассчитывать, что фигурант даст именно вам признательные показания по рассматриваемому преступлению. В данном случае они скорее будут получены оперативными сотрудниками, поэтому упор на дачу показаний чреват срывом игры, что недопустимо. Тест по совершенным преступлениям, как завершающий аккорд, закрывает программу и игру.
4. Совсем иным психологическим типом игры является игра «плохая жена», «плохой муж».
Данная игра применяется именно тогда, когда опрашиваемый подозревается в убийстве своей половины, будь то законная жена (муж) или сожительница (сожитель). В этой ситуации не стоит принимать образ, будоражащий эротическое восприятие фигуранта. В этом случае более подходящим вариантом является рассудительное и уравновешенное принятие правил и моральных норм, жизненных устоев и стандартов поведения в семейной жизни, свойственных самому опрашиваемому и одобренных им. В данном случае специалист перевоплощается в любознательного друга (подругу), имеющего чуть больше опыта в различных семейных ситуациях, чем сам опрашиваемый.
Предтестовая беседа в данном случае представляет собой излияние наболевших проблем со стороны опрашиваемого, в которое специалист вносит дополнительные вопросы, одобрительные и понимающие жесты. Подведением черты в данной беседе является предложение фигуранту более полно вспомнить и оценить случившееся с помощью выявления «подсознательных эмоций» на полиграфе.
Нецелесообразно начинать данный опрос с теста на выявление преступлений, совершенных в прошлом. В соответствии с правилами данной игры более продуктивно первым шагом предложить тест на тему: «Какие чувства вызвало у Вас случившееся с Вашей женой (мужем)?». В тест включаются варианты сожаления о случившемся, избавление от гнетущего состояния, успокоение о дальнейшей судьбе детей, страха, вины. и т.д. Следующим тестом можно предложить тест «Что Вас не устраивало в вашей жене (муже)?», – где проставляются варианты о зарплате, выпивке, изменах, ведении хозяйства, уровня интеллекта. Далее отрабатываются вопросы по деталям, начинающиеся словами «как Вы считаете?». По окончании тестирования в случае видимой причастности, прибегая к психологическому приему конгруэнтности, специалист ведет беседу о сложностях своей судьбы и о том, что, несмотря на причастность фигуранта к преступлению, он полностью на его стороне.
Одним из примеров использования вышеописанной игры является проведение полиграфного опроса при расследовании убийства, совершенного в Трусовском районе города Астрахани. Возле забора местной телефонной станции в сентябре 2001г. был обнаружен труп молодой женщины. На трупе обнаружены следы многочисленных побоев, также имеется черепно-мозговая травма, повлекшая за собой смерть потерпевшей. Труп находился в обнаженном виде с инсценировкой изнасилования, одежда женщины найдена в полусгоревшем виде в одном из недостроенных гаражей рядом с местом происшествия. После проведения оперативно-разыскных мероприятий было установлено, что погибшей являлась Ольга Ильичева, 27 лет, проживавшая с мужем, двумя детьми и свекровью в одном из пятиэтажных домов, расположенных рядом с телефонной станцией. После объяснений свекрови и мужа, со слов которых выходило то, что Ольга покинула дом после скандала, произошедшего накануне вечером в семье, и более не возвращалась, основной версией проходила версия о разбойном нападении с параллельной целью изнасилования, так как на погибшей отсутствовало золото. Муж погибшей, Ильичев Василий, не был единственным подозреваемым лицом, но тем не менее наравне с остальными фигурантами был приглашен к проверке на причастность к преступлению. Единственным подозрительным моментом его поведения оперативные сотрудники сочли то, что он не опознал труп своей жены, в то время как подруга жены опознала его с первого взгляда. Перед опросом Ильичева В. была проведена длительная беседа с подругой Ольги, к которой обратился Василий при исчезновении Ольги и которая впоследствии опознала погибшую в морге. Из беседы с подругой о Василии сложилось мнение как о человеке эгоцентричном, властолюбивом, ревнивом и мстительном, были выяснены причины семейных ссор Ильичевых, отношения со свекровью и пр. При знакомстве с опрашиваемым применение в отношении него полиграфа объяснялось необходимостью доказать недоверчивой подруге и любопытным соседям его невиновность перед Ольгой. Предтестовая беседа шла на тему возникновения конфликтных ситуаций во время совместного проживания с Ольгой, выбор данной темы обосновывался якобы показаниями соседей о частых скандалах в семье Ильичевых. Со стороны фигуранта было высказано немало претензий к своей бывшей половине, равно как и к соседям по площадке. Недовольство к Ольге было высказано бытовыми словами и не имели глубокого анализа. Заранее известный факт об отсутствии высшего образования у потерпевшей был преподнесен фигуранту в виде причины отсутствия такта у жены и дополнен избитым изречением «умная женщина всегда может сохранить семью». Были затронуты вопросы о ведении погибшей хозяйства, о ее поведении в гостях, о воспитании ею детей и об отношении к свекрови.
Первым тестом, предложенным в вежливой и тактичной форме, был вопросник «Какие чувства Вы испытываете после смерти жены?»:
- Окончания собственной жизни.
- Горечи утраты.
- Избавление от чего-то довлеющего.
- Получения свободы.
- Страха за прошлое.
- Вины за случившееся.
Следующим тестом, после слов специалиста: «Очень интересно, но мы вернемся к этому позже. Никогда неизвестно, что бывает у тебя самого в подсознании», проводился тест «Как Вы считаете, какого вида было убийство вашей жены?»:
- Заказным.
- Случайным.
- Умышленным.
- Закономерным.
- С целью ограбления.
- С целью изнасилования.
После проведения данного теста опрашиваемому было сказано, что само подсознание Василия подсказывает ему, что убийство было закономерным, то есть с Ольгой когда-нибудь, что-либо подобное должно было случиться.
Затем последовали непрямые тесты о деталях преступления: где лежало тело, во что было одето, где одежда, что сделали с одеждой, все начинающиеся словами «как Вы считаете?». Межтестовая беседа на протяжении этого этапа опроса не проводилась. По окончании этого тестового каскада была сделана пауза в опросе, фигуранту было предложено покурить, встать с кресла, пройтись. После паузы речь пошла о подсознании человека в общем, и обиженного супруга в частности. С оговоркой, что Василию и так много пришлось хлебнуть в жизни и не хотелось бы его еще больше расстраивать, Ильичеву были продемонстрированны самые яркие его реакции на значимые вопросы, а также высказана мысль, что все, что им сделано, не зависело от него и было просто эмоциональным выплеском его подсознания. Оставив фигуранта в растерянности и не дав ему опомниться, ему предложили 3-ю группа тестов, состоящую из поисковых вопросов о местонахождении золотых изделий. По результатам тестов основной и повторяющейся реакцией было «хранение золота у матери».
По окончании этого каскада тестов беседа с фигурантом велась о его матери - не затрагивая вопроса о хранении золота, а о ее возможностях в плане воспитания оставшихся детей, пока будет решаться его дальнейшая судьба. Был сделан упор на то, что в его ситуации он может рассчитывать на поддержку со стороны специалиста и со стороны каждого разумного человека. Фигурант стал молчалив и рассеян, затем, не объясняя подробностей, он попросил, чтобы специалист по полиграфу проследовал вместе с ним к следователю прокуратуры для дачи признательных показаний.
5. Очередной игрой, которая также часто используется в практике ведения опроса, в связи со снижением возрастного порога лиц, совершающих преступления, является игра, название которой варьируется в зависимости от пола опрашиваемого и специалиста: «мать-дочь», «мать-сын», «отец-дочь», «отец-сын».
Она подходит для работы с опрашиваемыми в возрасте от 15 до 25 лет из трудных семей или семей с низким материальным обеспечением. Нетрудно представить себе психологический портрет, создаваемый полиграфологом для ведения данной игры, так как в практике любого специалиста часто встречаются подобные ситуации. Начало опроса как и в вышеописанном случае, неэтично начинать с теста о совершенных преступлениях. Для начала полиграфной «беседы» подходит тест «Кто виноват в твоих плохих поступках?». Под выражением «плохой поступок» подразумевается какое-то конкретное противоправное деяние, которое нетрудно выявить, учитывая условия жизни опрашиваемого. В варианты теста включаются: государство, школа, уличные друзья, родители и он сам. Тест сам по себе порождает продолжение темы о силе отдельной личности. Далее следует тест «Что тебе известно из перечисленной информации?», вопросами которого, служат вопросы о рассматриваемом преступлении. Затем следуют непрямые и поисковые тесты, в роли завершающего шага выступает тест о роли, выполняемой фигурантом в преступлении. На протяжении всего процесса опроса ведется межтестовая беседа тоном понимающего прощающего родителя.
6. Достаточно редко встречается стиль общения с применением игры «глас божий».
Данная игра применима в ситуациях, когда опрашиваемый является человеком скрытным, необщительным, не признающим положительных образцов поведения среди окружающих людей, со средним интеллектом, в возрасте старше 40 лет. Довольно трудно определить партнера, способного принять эту игру. В большинстве случаев это женщины, живущие замкнуто и одиноко, имеющие судимых детей. Взгляд подобных опрашиваемых всегда уходит в сторону от взгляда специалиста, губы поджаты, выражение лица безразличное.
В предтестовой беседе аппарат представляется как некий объективный, не зависящий от специалиста или от кого-либо другого судия действий и мыслей человеческих. При беседе как можно чаще употребляются слова «истина», «сущность». Во внешнем виде специалиста не должно присутствовать ярких красок ни в одежде, ни в макияже, речь полиграфолога должна быть спокойной, рассудительной, всепонимающей, без эмоциональных всплесков. В предтестовой беседе большое внимание уделяется прошлому фигуранта, с обязательными комментариями со стороны специалиста, либо с мягкими указаниями в соответствии с высшим Законом на неправильно выбранный путь, либо с ненавязчивым одобрением пристойных поступков со стороны невидимого ока. Если прошлое фигуранта складывалось удачно, желательно углубить разговор о нем. Опрос начинается с теста о совершении противоправных деяний, куда включаются сквернословие, неоказание помощи ближнему, ложь наряду с различными другими преступлениями. Следующим проводится прямой тест контрольных и значимых вопросов, где значимыми вопросами используются примерно такие варианты:
- Сделали ли Вы все возможное, чтобы помочь гр. А?
- Считаете ли Вы себя чистым перед Богом?
- Знаете ли Вы, на чьих руках кровь гр. А?
После прямого теста проводится тест о мотивах преступления, в варианты которого обязательно включается «убили, не желая того». Затем проводятся непрямые тесты по деталям преступления, в количестве не более 4. По результатам проведенных тестов при наличии причастности фигуранта аккуратно подводят к размышлениям о наказании, обыгрывая различие наказания по закону людскому и Закону высшего суда. Разговор идет не о явке с повинной, а об очищении души, не о сроке заключения, а о времени, данном для искупления.
Кроме перечисленных игр можно выделить мини-игры, такие как «прикосновение к великому» в ситуации, когда опрашиваемый видит в специалисте идеал своих представлений о жизни и уровне социального положения, «ты меня уважаешь» – в случаях общения, когда полиграфолог дает понять фигуранту, что они люди особенные, не живущие по общепринятым скучным законам, и многие другие. Название «мини-игра» наиболее четко определяет сущность перечисленных стилей, так как ни один из них не может продержаться на протяжении всего опроса. Они часто переходят из одного в другой или используются для разнообразия устойчивых игр.