К вопросу об эффективности специальных психофизиологических исследований в кадровой работе

Н.И. Мягких, кандидат психологических наук, г. Москва

В своем обращении к сотрудникам органов внутренних дел и военнослужащим внутренних войск МВД России от 23.08.2005 г. № 1/5758 министр внутренних дел Российской Федерации отметил необходимость решения проблемы собственной безопасности и укрепления законности в органах внутренних дел.

В одном из последних указаний руководства министерства от 28.02.2007 г. «О состоянии воспитательной работы, дисциплины и законности в МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации, УВДТ и образовательных учреждениях системы МВД России по итогам работы в 2006 году» предписывается в целях повышения эффективности системы профессионального психологического отбора кандидатов на службу в органы внутренних дел организовывать проведение специальных психофизиологических исследований личного состава, позволяющих определять мотивы поступления на службу, выявлять лиц с корыстной мотивацией, склонных к нарушению законности и дисциплины.

Специальные психофизиологические исследования с применением полиграфа при решении кадровых задач обеспечивают выявление отрицательных мотивов службы в ОВД и исключают поступление на службу лиц с корыстной мотивацией, склонных к нарушению законности и дисциплины, имеющих в анамнезе аддиктивные формы поведения.

Злободневность внедрения этой технологии в профессиональный психологический отбор в настоящее время многократно возросла в связи с неблагоприятной наркологической ситуацией в некоторых образовательных учреждениях МВД России, выявлением случаев употребления наркотических средств сотрудниками органов внутренних дел, проникновением в их ряды лиц, причастных к наркокоррупции.

В настоящее время в трети центров психофизиологической диагностики (ЦПД) медсанчастей органов внутренних дел по субъектам Российской Федерации имеются полиграфные устройства.

Общий объем исследований за 2006 год составляет свыше 3 тысяч. 76% составляет доля кандидатов на службу, около 9% составляет доля лиц, в отношении которых проводились служебные расследования и 15% – кандидатов на учебу.

Эффективность проведенных исследований определялась соотношением проведенных СПФИ и исследований, при которых была выявлена негативная информация, препятствующая поступлению на службу в органы внутренних дел или на учебу. Она составила 41%.

43,6% обследованных кандидатов на службу были отнесены к лицам, скрывающим негативную информацию о себе (в 2005 году эта доля составила 27,8%). У кандидатов на учебу эта доля составила 57,7%. При служебных расследованиях доля таких лиц составила 69%.

Следует отметить, что в прошедшем году эффективность СПФИ значительно возросла. Почти у каждого второго обследуемого, а в отдельных категориях, были выявлены те или иные негативные биографические данные, препятствующие службе в правоохранительных органах.

В одной из публикаций мы отмечали, что в практике профотбора, как правило, встречаются факты выявления у обследуемых лиц сочетания одновременно нескольких негативных биографических данных из категории скрываемой информации.

Данная тенденция не является частным или случайным проявлением, а отражает асоциальные проявления у части граждан нашего общества. Если в данных 2005 года соотношение количества лиц, скрывающих информацию, и количество случаев негативной информации составляло 1:1,5 – 1:3, то по результатам 2006 года это соотношение составило 1:2, что позволяет сделать вывод о многофакторности или сочетанности встречаемости асоциальных проявлений. Аддиктивное поведение зачастую сопровождается административными или уголовными правонарушениями.

Итоги 2006 года отражают неблагоприятную, но реальную картину качества кандидатов на службу в правоохранительные органы. Так, доля случаев сокрытия негативной информации от общего числа по основным обследуемым контингентам представлена следующим образом: среди кандидатов на службу – 84%, среди кандидатов на учебу – 1,7%, при служебных расследованиях – 15%.

Структура случаев с выявленной негативной информацией составляет:

  • негативные мотивы среди поступающих на службу 15% случаев, среди поступающих на учебу 2,5%, при служебных расследованиях – 9 %;

  • немедицинское употребление психоактивных (наркотических) средств среди кандидатов на службу – 28,5%, среди поступающих на учебу - 55%, при служебных расследованиях – 25%;

  • суицидальное поведение выявлено у 4,6 % кандидатов на службу, среди поступающих на учебу - у 10%, при служебных расследованиях – у 1%;

  • нанесение самоповреждений без суицидальных намерений (на спор) наиболее часто встречается у кандидатов на учебу – 15%, у других категорий обследуемых их доля незначительна;

  • наличие внеслужебных устойчивых личных или деловых связей с криминальными элементами среди кандидатов на службу – 3,9%, среди кандидатов на учебу – 0%, при служебных расследованиях – 0,3%;

  • наличие уголовно наказуемых нераскрытых или не повлекших судебных последствий предступлений среди кандидатов на службу составило 9,3%, среди кандидатов на учебу – 7,5%, при служебных расследованиях – 6%;

  • наличие случаев служебных или административных взысканий среди кандидатов на службу составило 11 %, среди кандидатов на учебу – 0%, при служебных расследованиях – 27,3%.

  • другие негативные данные, среди которых факты увольнения ранее из ОВД по негативным причинам, пристрастие к азартным играм, вождение автомобиля в нетрезвом виде, использование поддельных документов, перенесение психических заболеваний и травм головы.

Наиболее часто скрывается информация о немедицинском употребление наркотических средств – 30% среди всего обследуемого контингента. Особую озабоченность вызывает высокая доля выявления случаев приема наркотиков у кандидатов на учебу, причем это, как правило, подростки и молодые люди до 18 лет – 55%. Столь высокий показатель указывает на жесткую необходимость максимально полного охвата данной категории теми или иными обследованиями, и в том числе СПФИ, на предмет употребления наркотических средств.

Второе место по количеству случаев скрываемой информации связано с выявлением негативных мотивов – 14% среди всего обследуемого контингента. При этом наибольшая доля отмечается среди кандидатов, поступающих на службу, – 15% случаев. Злоупотребление властными полномочиями, корыстные установки – вот основной спектр отрицательных мотивов.

Третье место по количеству случаев скрываемой информации связано с выявлением служебных или административных взысканий – 10,8% среди всего обследуемого контингента. Наибольшая доля при этом приходится на служебные расследования – 27,3%. С чисто криминологической позиции этот факт можно считать закономерным. Служебные расследования, проводимые в отношении сотрудников, совершивших противоправное деяние или грубое нарушение служебной дисциплины, показывают, что зачастую эти действия совершаются их не впервые, имеет свою предисторию или, другими словами, возникают у лиц с асоциальной предрасположенностью, с признаками профессиональной деформации.

А недостаточные профилактические меры индивидуально воспитательной и психокоррекционной работы в подразделениях только способствуют хронификации дисциплинарных проблем у конкретной личности.

На фактор выявляемости негативной информации, безусловно, оказывает влияние выбор категорий. Так, в одних центрах СПФИ обследования проводятся преимущественно в отношении граждан, поступающих на службу на должности начальствующего состава оперативных подразделений. В других – в отношении граждан по направлению психологов при подозрении на наличие скрываемой информации.

И тот, и другой вариант правомерны и приемлемы с учетом количества соответствующего контингента.

Работа по внедрению СПФИ в практику работы региональных ЦПД осуществляется недостаточными темпами. Это обусловлено преимущественно отсутствием средств для приобретения полиграфов.

Одним из «узких мест» оценки результатов, с учетом их вероятностного характера, является вынесение решений о профессиональной пригодности лиц, у которых по результатам СПФИ в анамнезе выявлено немедицинское употребление психоактивных (наркотических) средств.

Речь не идет о том, принимать или не принимать во внимание полученные при исследованиях результаты, а о критериях противопоказаний к службе. В настоящее время нами разрабатываются основные маркеры, на которых центры будут принимать экспертные решения. Взяты за основу частота употребления наркотиков; длительность и временная отдаленность потребления; вид наркотика; социальные связи; наличие интереса к наркотикам; наличие фактов активного поиска наркотических веществ; некритичная оценка эпизодов употребления наркотиков; наличие регулярного контакта с лицами из ближайшего социального окружения, употребляющими психоактивные вещества; характерологические особенности обследуемого (неустойчивые личности имеют более высокую группу риска); биологические факторы (отягощенная алкоголизмом наследственность, резидуальное органическое поражение головного мозга).

Понятно, что нельзя ставить на одну линейку критериев оценки пригодности случайное употребление наркотика 1–2 раза более 3 лет назад и употребление наркотика 3–10 раз менее чем 3 года назад. Решения эксперта должны быть разными.

В заключение мы в очередной раз подтверждаем эффективность и необходимость СПФИ в кадровом обеспечении.

В настоящее время все больший интерес у практиков вызывают вопросы не о том, как проводить исследования, а как оценивать и применять получаемую информацию в практике той же экспертизы профессиональной пригодности. Предлагаем на страницах журнала шире обсуждать вопросы профессионально-этического, правового и экспертного характера по оценке результатов.

Со своей стороны, мы после окончания разработки обещаем предложить заинтересованным лицам наши критерии по оценке результатов СПФИ при выявлении случаев немедицинского употребления психоактивных средств.

Литература

Мягких Н.И., Михайлова Н.Н. Опыт использования полиграфных устройств при профессиональном отборе в органах внутренних дел. Российский полиграф, 2006, № 1, с. 62-64.